пишет Merrybran Brandybuck
www.diary.ru/~4755/p85241956.htm?from=last#3128...О смысле критики и силе мотивации.
– Внутре! – прошелестел старичок. – Внутре смотрите, где у нее анализатор и думатель...
– Анализатор, – сказал я. – Нет здесь анализатора. Серийный выпрямитель есть, тоже старинный. Неоновая лампочка обыкновенная. Тумблер. Хороший тумблер, новый. Та-ак... Еще имеет место шнур. Очень хороший шнур, совсем новый... Вот, пожалуй, и все.
– А вывод? – живо осведомился Фарфуркис.
Эдик ободряюще мне кивал, и я дал ему понять, что постараюсь.
– Вывод, – сказал я. – Описанная машинка «ремингтон» в соединении с выпрямителем, неоновой лампочкой, тумблером и шнуром не содержит ничего необъясненного.
– А я? – вскричал старичок.
Эдик показал мне, как надлежит делать хук слева, но этого я уже не мог.
– Нет, конечно... – промямлил я. – Проделана большая работа... (Эдик схватился за голову.) Я, конечно, понимаю... добрые намерения... (Эдик посмотрел на меня с презрением.) Ну в самом деле, – сказал я, – человек старался... нельзя же так...
– Побойся бога, – отчетливо произнес Эдик.
А. Стругацкий, Б. Стругацкий "Сказка о тройке"
Вот чего я хочу - это честно говорить хрени, что она хрень.
читать дальшеВыход один - стать настоящим, матерым, маститым я бы даже сказала, профессионалом, который плевать хотел с высокой башни на свои и чужие истерики. Тогда я научусь из любой обратной связи, как бы нелепо она ни была упакована, извлекать эффективное и не циклиться на кривых оборотах.
Лазила я намедни по блогам и наткнулась на кросспост длинной телеги о том, что, мол, бывает критика профессиональная и непрофессиональная и что, мол непрофессионал должен критиковать на уровне "нравится-не нравится" (что, в общем-то верно), а что, мол, профи должен критиковать конструктивно, сообщая, "что можно улучшить" и не дай бог - не разрушить мотивацию бедного робкого неофита, который этой критики попросил (или там не попросил). Помнится, в этой простыне еще и говорилось, что критик, который хочет улучшить то, что критикует - он уже вроде как и педагог, а вовсе не критик. Верно, да, критик и педагог - это разные люди. А как раз позиции критика авторы телеги и не описывают - сразу начинают давать педагогические советы.
А ведь критик - это просто-напросто зеркало. В той или иной степени умное и объективное - оно просто может показать автору, как читается (видится) со стороны то, что он, автор, натворил. И, сдается мне, самая полезная критика - та, которая в максимальной степени показывает, что критик понял и в минимальной - его советы по улучшению замысла. И чем чище эта картинка, тем адекватному автору проще понять, что поможет его замыслу, а что помешает.
А, кроме того, у критики есть еще одна функция. Санитарная. Жестко отпизженные профессионалом дилетанты, думавшие, что сейчас они легко и просто получат апл за то, за что профи жизнь положил - либо задумываются о действительной цене настоящего успеха - либо уходят из дела, куда приходили только за аплом. Так что - не бойтесь быть отлупимы экспертами. Не дело критика поддерживать мотивацию того, кому он дает обратную связь. Так только на тренингах бывает. Тренинги же - это приятно и вкусно - но лично я предпочту жесткое и честное мнение знатока своего дела любым красивым словам "тут тебе лучше сделать так-то а так ты вообще молодец". А кому не нравится возможность быть жестко отпизженным и типа это повлияет на его мотивацию - так выход известно где. Если мотивацию так легко разрушить - грош ей цена.
Поле, в котором действуют педагоги - это поле, на котором пасутся сотни, тысячи и миллионы. И тут действительно важно над неофитом как орлица над орленком и важно, чтобы он хотел учиться и тнулся к знаниям, ибо задачи педагога (передать, раскрыть и т.п) - это задачи, имеющие отношение к личности ученика и формированию его компетенций. И в этом поле нет ничего, кроме штудий. Штудии же имеют ценность только в процессе обучения - называть же кого-то Автором на основании удачных штудий - это бред. Тут речь идет о навыках, а не о замыслах.
Поле, в котором действуют критики - поле единиц. И здесь важнее всего - замыслы или их отсутствие - и, соответственно, подбор и совершенствование средств их выражения. Это, собственно, и есть поле искусства, и тут уже делают, а не учатся. Учиться можно в процессе подготовки к "акту искусства" (подготовка роли, рисование картинки, разучивание песенки) - когда вышел исполнять/выставлять - изволь получить за все, что подготовил. И здесь мне глубоко претит позиция "больно не бейте, я не профессионал" - и последующие обиды на отзыв с позиции критика. Если вы не к критику - не зовите это искусством. А за искусство бьют больно, ибо сохранность личности автора для искусства не значит ничего. Важен только замысел.
И не важно, есть ли дипломы и соответствующие знания у авторов или у критиков. Неважна даже адекватность критика. Важно, насколько адекватен автор (или же исполнитель, если мы, скажем, о музыке) для того, чтобы извлечь из любой критики рациональное зерно. И важно, чтобы в это поле единиц не лезли с реверансами и бантиками, потому что здесь не место бантиков, а место только честности и мяса (как антипода роллтонам всякого рода).
Я не могу сказать, что лично я настолько просветлилась, чтобы никогда не обижаться, если мне говорят, что я делаю хрень. Но я знаю, что и зачем я делаю и знаю, что и зачем критикуют - так что мои эмоции, если и имеют значение - то это только мои проблемы. Вот, скажем, сегодня, наш Человек-из-Холодильника глянув на два мои макета сказал, что правый охренительный, а левый - "полная хрень", потому что там баночка не ту форму имеет (баночка была в обоих макетах одна и та же, что мы в процессе диалога прояснили). Я, конечно, попросила его фильтровать базар, что, мол, это не хрень, а моя работа. Но по сути он был прав, оставалось только расспросить, что он имеет в виду под "полной хренью" и почему именно эта "хрень" бросилась ему в глаза. И перерисовать баночку. В конце концов, мне не за хрень бабло платят. *те макеты - ни разу не искусство, но они - профессия. А в профессии - тоже слов не выбирают.
Нет, я вовсе не хочу сказать, что автор должен соглашаться с любым, кто найдет таракана и скажет, что этот таракан - полная хрень и выполз из его, автора, творения и поэтому творение надо на корню зарезать. Вполне возможно, что критикующий извлек его из своей головы и теперь пытается подстроить ваше творение под вкус своих тараканов, тогда как на самом-то деле вы изобрели такой замечательный дихлофос, который как раз этими насекомыми хуже всего переносится.
Ну так отличать полезного критика от любителя унасекомить - это тоже маркер адекватности автора).
А тому, кто считает, что его "не так критикуют" - рано получать аплы, в пору получать двойки и тройки. Ибо мало стоит апл педагога или одноклассника и много стоит апл эксперта. Не думаю, что нам с Мордой понравилось бы, если бы Ряшенцев, которому мы принесли пьесу, постарался бы нас не обидеть и усиленно бы хвалил и говорил, что мол, миленько, девочки, вы большие молодцы, пробуйте дальше, до свидания. Это бы значило "вон отсюда, неумехи". А вместо этого нам битый час далеко не самый последний поэт рассказывал, что именно он увидел там-то, там-то и там-то и что бы лично он в этом поменял. И где именно, на его взгляд - вышла хрень. И это была твердая четверка. С плюсом. Потому что он с уважением отнесся к нашему замыслу. А это и было самое ценное.
Так что не будем же старикашками Эдельвейсами, не понимающими, насколько это жалко, когда в нашей эвристической машине внутре только неонка. И не будем Сашами Приваловыми, которым духу не хватает сказать хрени, что она - хрень. А то дождемся: придет ТПРУНЯ - сиречь общественное мнение. И все кончится очень плохо.
А вот реплика:
автор должен соглашаться с любым, кто найдет таракана и скажет, что этот таракан - полная хрень и выполз из его, автора, творения и поэтому творение надо на корню зарезать. Вполне возможно, что критикующий извлек его из своей головы и теперь пытается подстроить ваше творение под вкус своих тараканов, тогда как на самом-то деле вы изобрели такой замечательный дихлофос, который как раз этими насекомыми хуже всего переносится.
Не надо тревожить святое)) наши тараканы, равно как и гуси - это наше ФСЁ)))
Не видя живого таракана последние лет семь (делись они куда-то из нашей квартиры), я этим словом обозначаю самое глючно-бредовое творчество, не поддающееся в процессе рождения никакому диктату))) потом приходится их дрессировать и учить пользоваться ложкой-вилкой-носовым платком, а то "потребитель" конечного творения (читатель, зритель, посетитель кино, театра и галерей) не сможет это переварить.
поэтому вместо тараканов мне видятся нежизнеспособныехимеры или монстры Франкенштейна, сшитые из несшиваемых кусков))
Бить таких злобных критегов ногами, пока не переведутся! Фсе.
Вот тогда ты узнаешь, что такое "злобная критика"!
и до полного насыщения тем варевом, что готовят критики из перловки.
но если что, позови, когда пинать будем)))
Я подержу твой портфель,