Как только я завидел доклад Кинн о фанфиках на Росконе, я тут же его скачал и наконец прослушал. Часть доклада (о слэше) расшифрована ниже.
читать дальше.. в современном фанфикшене, причем с американской подачи, который сложился к началу 90-х, вышел в сеть и все заполонил и все убил, выкорчевал и залили, потом заполировал и заасфальтировал, это... это слэш. Причем такой мощный, что елси посмотреть по статистике, например на фанфикшен.нет, то более 70 процентов фанфиков упоминают и описывают гомосексуальные отношения между персонажами, которые в оригинале ничего подобного ни сном ни духом. Причем не стоит в этом искать какую-то лишнюю испорченность фэнов там или кричать о гомофилии там или о гомофобии. Просто - это видно по нашим некоторым отечественным фэндомам, где заходишь, фанфики там, скажем по Наруто, сплошняком слэш. Они, оказывается, авторы набежали из окружающей [неразб.21.54], где они научились писать слэш. Потому что его много, он популярен, приемы очень простые. Подставь в один и тот же... У меня вот был пример. Какая-то дама написала фанфик, слэш по роману Чигиринской "Сердце меча", очень плохой, значит, типичный слэшный фанфик. Я подставила в него, поменяла немножко названия и имена и подсунула СПНщикам. Мне сказали: ну чо, обычный АУ Сэм/Дин, чо там, подумаешь. Фигня какая. То есть в массе своей слэшный текст очень стандартен. Как и многие другие, кстати, по сюжету. Потому что цель фанфика - это не написать текст, не рассказать историю, цель фанфика - это рассказать о себе, поделиться своими какими-то этими. Создать себе среду комфортного общения. (Отвечая на вопрос из зала) Я имею в виду общую тенденцию. Я сейчас скажу о, так скать, счастливых исключениях. Вот. Дело в том, что фанфик, если вот ну посмотреть по разным сайтам, которые... по фанфиковым библиотекам, то к тому, что я описываю, относится от 70 до 90 процентов фанфиков по разным темам. То, что можно считать литературным текстом, их очень мало. И среди них встречаются тексты, которые, без преувеличения, это нормальная литература, это просто человек написал вторичный текст. А то, что это вот все в среде... Понимаете, вот все эти функции, которые я перечисляла, они есть у любого текста. Любой писатель пишет для того, чтобы поделиться с миром, что у него там внутре накипело. Если плохой писатель пишет о себе, фанфикер соответственно, фанфикеру проще. потому что у него есть наработанный арсенал и ему не нужно выдумывать героев и обстоятельства, они уже даны. То есть ему облегчается работа рассказывать о себе.
Есть люди, которые пишут довольно талантливые фанфики, но не в состоянии написать оригинальный текст. Есть такой вид. Но их фанфики - это вполне себе нормальные литературные тексты. Они всегда будут вторичны, они всегда будут писать вторичное, потому что они не могут как-то вот прыгнуть через небольшой барьер и начать писать что-то без опор. Они пишут поперек этих сложившихся правил, сложившейся сетки. А иногда ухитряются и внутри сетки написать. Если вы знаете такого автора - Эсвет, она средний грамотный такой фанфикер, и у нее некоторые тексты... они такие... о не себе. есть еще такая вещь, как ориджинал. Что из себя представляет ориджинал? Это текст, написанный без опоры на какой-либо текст, но текст, написанный приемами фанфика. Если вы видели творчество такой дамы, как Джаксиан Танг, у нее все тексты - и фанфики, и ориджиналы - написаны по одному правилу, по одному сюжетному шаблону. Это самый яркий пример, который я могу привести. У большинства народа наблюдается все-таки какое-то разнообразие...
С фанфиками вот еще какая засада. Народ публикует свои фанфики, стихотворные, клипы, тоже разряд фанфиков такой, тексты. И во многих сообществах отсекается всякая критичность, потому что большинству авторов фанфиков неважно, как именно они написали, они не будут работать над текстом, они его написали и все. Они не будут учиться, потому что им это не нужно. Им нужно просто выговориться...
Вот в чем надо отдавать себе отчет, когда мы говорим о фанфиках. Фанфик, это, с одной стороны, текст, с другой стороны, это социальное явление. И нужно смотреть каждый раз - что важнее в данном случае: социум, в котором этот текст функционирует, или текст как текст.
Фанфик, это, с одной стороны, текст, с другой стороны, это социальное явление. И нужно смотреть каждый раз - что важнее в данном случае: социум, в котором этот текст функционирует, или текст как текст.